Матчина Наталья Николаевна

Конспект по экологии на тему:«Приключение капельки»

Цель:

уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах; о роли воды в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки ит.д.);

познакомить с круговоротом воды в природе;

дать представление об основных источниках загрязнения воды и последствиях; развить речь, мышление, любознательность;

воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу; развивать экологическую культуру.

Материал: глобус, схема с изображением круговорота воды в природе, оборудование для проведения опытов, банка с водой, стакан, соль морская и поваренная, зеркало.

 Ход игры-экпериментирования:

1.психогимнастика.

Я, ты, он, она…

В этой группе  все друзья?

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева

В этой группе все друзья!

 Я, ты, он, она…

-Ребята,  сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие, для того, чтобы больше узнать о воде, так как сегодня «Всемирный день воды».

-Кто бы хотел принять участие в полете вокруг земли?

- А на чем мы с вами полетим, вы узнаете отгадав загадку.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звезд. (Ответ: Ракета)

-Ребята, прежде чем отправится в путешествие, необходимо заранее всё рассчитать. Ошибка  в  расчетах может привести к катастрофе или к срыву полета. Я предлагаю решить  расчетные  задачи:

1. У  ракеты  4 двигателя. Сколько останется, если в ходе полета отключить 2 двигателя? (2).

2. На сеанс связи с Землей у радиста уходит 1 минута. Сколько сеансов связи может провести радист за 3 минуты? (3).

3. Полет происходит на второй день недели. Какой это день? (вторник).

Ответы верные. Все готово к полёту.

-Возьмите жетон, на котором цифра соответствующая вашему месту в ракете.

-Прошу всех занять свои  места, (дети садятся на стульчики).

- Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли.

-Внимание! До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают: 9,8,7,6,5,4,3,2,1, Старт!).

Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (показываю глобус).

2.беседа.

-Какой она формы?

-Какого цвета?

- Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды, она занимает большую часть планеты).

- Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, это много или мало? (много).

 У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете? (много).

- Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? (солёная)

-эта вода называется- морская.

-как вы думаете можно её пить? Готовить из неё пищу?(нет)

А кто знает, откуда берётся вода, которую мы употребляем в пищу.(из ключей, родников, рек, озёр).

-А  она солёная?

-Какая она на вкус?

- А кто знает, как называется эта вода?(пресная)

Опыт:

На борту нашего космического корабля есть лаборатория (приглашаю детей).

Давайте это проверим.

-Перед вами стаканчики с водой, давайте попробуем на вкус.

(предлагаю пресную воду)

-Опишите её.

-Как  она называется? (пресная).

А теперь попробуйте воду в этих стаканчиках.

(предлагаю солёную).

-Опишите её.

-Как  вы думаете эту воду мы можем назвать морской? (да, так как она солёная).

Вывод: 

-Горьковатый, солёный  вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена.

-Вот она (показываю). А в пищу, мы употребляем поваренную соль (показываю).

-Сравните (грязная, крупная.)

Поэтому морскую воду пить нельзя.

 Воды на Земле много, но всего лишь небольшая её часть может употребляться в пищу.

-  Посмотрите сюда - в банке (3л) вода.-

 Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, мы знаем, что вода бывает морская солёная и родниковая пресная.

Часть воды я отолью, это вода пресная ,т.е. реки, озёра, родники), а оставшаяся вода (моря, океаны). Давайте сделаем морскую воду с помощью соли.

-Посмотрите и определить: какой воды на Земле больше?

-А какой меньше?

-Что нужно сделать для того чтобы сохранить пресную воду?

(воду необходимо беречь, экономить).

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

 

Игра: «угадай на вкус».

(детям предлагается разная жидкость, которую они должны отгадать с закрытыми глазами.)

- Из пресной или солёной воды это приготовлено?

-Молодцы!

На нашем космическом корабле есть спортивный зал, давайте пройдём туда и немного отдохнём, а затем вновь вернёмся к нашим научным открытиям.

 

Физкультминутка.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

Ледяной  я  быть могу.

 

-Ребята, наше путешествие в космосе продолжается, и сейчас, обратите внимание, мы пролетаем над Антарктидой.

-Что мы видим? (снег, осадки)

- Какие бывают осадки? (ответы детей).

 - Отгадайте загадки:

Вился, вился белый рой,

Сел на землю, стал горой.

( Снег).

Мочит поле, лес и луг,

 Город, дом и всё вокруг!

 Облаков и туч он вождь,

 Ты же знаешь, это - ...

 (Дождь)

-Ребята, а откуда берётся снег?

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший пар. Только весной, летом, осенью он превращается в капельки дождя, а зимой - в снежинки.

Я снова приглашаю вас в лабораторию, где мы проведем опыт.

 Опыт№2

«Образование пара и превращение его в капли воды»

(наливаю в стакан кипящую воду – дети наблюдают поднимающийся над ним пар, затем кладу на стакан стекло - пар оседает на стекле, когда поднимаю стекло с него стекают капельки воды).

В начале вода была холодной, под лучами солнца она нагрелась и в виде пара начала подниматься в верх .

-Смотрите, что происходит с зеркалом? (запотевает)

 (так на небе появляется облако).

- Что образуется на зеркале? (капли)

 (в облаке образуются капли дождя и затем в виде дождя падают на землю).

Вывод: пар - это капельки воды.

-А сейчас я вам расскажу сказку о капельке и покажу её путешествие на схеме.

-Жила была в реке  Капелька. Пригрело солнце и капелька стала невидимой, она превратилась в пар. Стала очень лёгкой и начала подниматься вверх в небо, там она встретила подружек. Стали они играть и не заметили как превратились в тучу. Подружек становилось всё больше и больше, в тучке им становилось тесно и наша Капелька, вместе с подружками, упала на землю в виде дождя. И затем ручейком вернулась назад в реку.

-Весь этот путь называется «круговорот воды в природе».

-давайте повторим, как называется путь капельки?

-Кто на схеме сможет показать, как движется вода?

-Молодцы! Справились с заданием.

 - Ребята, послушайте стихотворение о круговороте воды в природе.

– В природе путешествует вода,

 Она не исчезает никогда:

 То в снег превратится, то в лёд,

 Растает – и снова в поход.

 По горным вершинам

 Широким долинам

 Вдруг в небо взовьётся,

 Дождём обернётся.

пословицы или поговорки о воде

-Ребята, а кто из вас знает пословицы или поговорки о воде?

1.Ложкой моря не вычерпнешь.

(как вы понимаете эту пословицу).

2.Песком моря не засыплешь.

(а эту?)

3.На льду не строятся.

(почему?)

4.Много снега -  много хлеба.

(кто объяснит значение этой пословицы).

-Молодцы очень хорошие пословицы вспомнили, и верно смогли их объяснить.

-Ребята, давайте запишем  все наши наблюдения, а так как вы ещё не можете писать, я предлагаю вам нарисовать, всё  то, что мы с вами сегодня наблюдали.

Пальчиковая гимнастика.

 

Чтобы лился дождик с неба, (стучим пальчиками по столу)
Чтоб росли колосья хлеба, (как цветок)
Чтобы плыли корабли - (как рыбка)
Жить нельзя нам без воды. (грозим пальчиком).

-Ребята, мы совсем забыли о времени нам пора возвращаться в детский сад.

Возьмите свои рисунки с собой, и мы поделимся со всем детским садом нашими научными открытиями.

Мы возвращаемся на Землю. Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10! Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю! Мы с вами путешествовали очень недолго, но много успели увидеть и узнать, (ответы детей).

Итог:

Выставка рисунков:

- Давайте рассмотрим ваши рисунки и поймём, что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии.

-Что изображено на этом рисунке?

-Ребята я забыла, а какая вода в океане, а в реке?(морская, пресная)

-А как называется путь капельки? (круговорот).

-Вам понравилось путешествие?

-И мне понравилось наше путешествие, мы узнали много нового и интересного.

-А в следующий раз, мы с вами отправимся в лес, за новыми открытиями.

Конспект занятия по экологии

Тема:«Водица-царица»

23 февраля 2024 в 15:25

Прикреплённые файлы:

Документ: Конспект по экологии на тему:«Приключение капельки»

Описание файла:

Файл называется: konspekt-po-yekologi-priklyuchenie-kapelki_h4bkj.docx

Это официальный файл организации «Матчина Наталья Николаевна», в нём содержится Конспект по экологии на тему:«Приключение капельки».

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.